Четверг, 15.11.2018, 22:24
Приветствую Вас, Гость
Адаптация ребенка в условиях детского сада
В новом учебном году наш детский сад принимает новую смену:15 малышей вновь станут нашими воспитанниками. Как быстро, легко и безболеззненно адаптироваться в новых условиях? –эти вопросы волнуют всех родителей вновь поступающих детей. Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 1,5 - 3 лет жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Адаптация ребенка к детскому саду обычно протекает по разному: • одни дети легко и быстро привыкают к новым условиям; • а у других это происходит нелегко: с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Ребёнок постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающемся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Родители могут сами составить прогноз адаптации самостоятельно, учитывая следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста: 1. частые заболевания матери 2. несоответствие домашнего режима- режиму детского сада 3. токсикоз 2-ой половины беременности 4. заболевания матери во время беременности 5. вредные привычки 6. недостаток эмоционального общения в первый год жизни 7. резкие отношения между родителями 8. раннее искусственное вскармливание 9. вторая и третья группа здоровья 10. заболевания ребенка в первый год жизни 11. отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития – ЗРР, нарушение психологического развития-НПР). При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации. Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад Легкая • Поведение - нормализуется в течение 1 недели. • Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается. • Сон - восстанавливается в течение 2 недель. • Адаптация проходит в течение 1 месяца. • Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми Средняя • Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое. • Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. • Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. • Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней. • Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. Тяжелая • Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен. • Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно). • Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. • Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. • Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет. • Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке. Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду: Чтобы привыкание к детскому саду прошло максимально безболезненно, необходимо организовать плавный переход ребёнка из семьи в ДОУ. Поэтому мы рекомендуем: Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда. Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Подобрать для детского сада одежду. Она обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок, удобные футболки, рубашечки и платья с короткими рукавами, обувь без шнурков, открытая. Приходить с ребенком на прогулку, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках. Ходите в гости к товарищам, можно остаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите уверенным голосов ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку. Планируйте свое время так, чтобы в первые 2 недели месяца посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первая неделя посещения детского сада должны быть ограничена 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, затем (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день. Для предупреждения нервного истощения и успешной адаптации необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша. В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня детского сада, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку. Первые признаки того, что ребёнок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.